ж., издававшийся с июля 1858 по 5 нояб. 1877 г. в С.-Петербурге еженедельно. В 1858-1865 гг. назывался «Домашняя беседа для народного чтения». В 1858 г. вышло 18 выпусков, к-рые в 1860 г. были переизданы в одном томе, в 1859-1876 гг.- по 52 выпуска в год, в 1877 г.- 45 выпусков. Основателем, редактором-издателем журнала и автором большинства материалов (в основном анонимных) был В. И. Аскоченский. Он поставил цель «крепко стоять на твердой почве святого Православия и народности русской», противостоять «духу века сего», обличал и высмеивал проявления атеизма, маловерия, либерализма и безнравственности в науке, лит-ре, общественной и гос. жизни. Издание отличалось острой полемичностью и нравоучительностью. Во вводном слове («Два-три слова ради знакомства с читателями» (1858. Вып. 1)) редактор обещал читателям, что за них будет «вычитывать из книг то, что пригодно» для них, и рассказывать им как умеет. Сначала мн. назидательные рассказы и поучения (о пьянстве, божбе, срамословии и т. п., жизнеописания подвижников благочестия) были адаптированными пересказами из опубликованных брошюр и сборников, др. периодических изданий. С 1859 г. Аскоченский вел библиографический раздел, с выпуска 20 за 1860 г. появилась регулярная публицистическая рубрика «Блестки и изгарь», заполненная почти исключительно его злободневными заметками. Критике подвергались не только светские и церковно-общественные издания и деятели либерального толка (см.: «Аномалии в мире литературном» (1859. Вып. 43. С. 407-424), отзыв о свящ. И. С. Беллюстине «Хульник в рясе» (1877), ст. «Гранаты под цифрами, начиненные порохом лжи» о книге проф. Д. И. Ростиславова «Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей» (1877. Вып. 1) и др.), но и церковные офиц. и академические издания. Помимо публицистики Аскоченский опубликовал в «Д. б.» свою драму «Марфа Посадница» (1870. Вып. 1. С. 17-30; Вып. 2. С. 65-75; Вып. 3. С. 102-117; Вып. 4. С. 137-162), неск. десятков стихов и басен (некоторые были подписаны криптонимами или псевдонимом В. Незамай), сатирические очерки, религиозно-нравственные рассказы (напр., «Записки звонаря» (1861. Вып. 6. С. 109-111; Вып. 7. С. 133-135; Вып. 8. 151-152; Вып. 9. С. 169-171; Вып. 10. С. 194-195; Вып. 12. С. 233-234; Вып. 13. С. 253-255; Вып. 15. С. 323-325; Вып. 16. С. 347-350)) и переводы (напр., с польск. языка трагедии «Карпатские горцы» И. Корженёвского (1877. Вып. 4, 15-17, 19)), церковно-краеведческие исследования.
В журнале публиковались вероучительные тексты общецерковного значения («Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере» (1865. Вып. 17-29)), документы по истории Русской Церкви, рус. богословской мысли и подвижничества (изданный по рукописи отрывок из автобиографии архим. Фотия (Спасского) (1859. Вып. 42), «Вопросы ученика и ответы старца» прп. иеросхим. Льва (Наголкина) (1866. Вып. 4. С. 93-94; Вып. 5. С. 117-118; Вып. 6. С. 149-150; Вып. 7. С. 185-186; Вып. 8. С. 209-210)). Печатались статьи о церковных памятниках и святынях («Исаакиевский собор» (1858. Вып. 1-18), «Троице-Сергиева пустынь» (1865. Вып. 17-30), «Церковь при дворе великого князя Николая Николаевича старшего» прот. В. Лебедева (1866. Вып. 20. С. 517-520; Вып. 21. С. 538-540; Вып. 22. С. 559-560; Вып. 23. С. 582-584), «Киевские пещеры» И. П. Тарнавы-Боричевского (1872. Вып. 36-38) и др.), о мон-рях («Последние русские православные пустынножители» (1862. Вып. 20. С. 463-467; Вып. 21. С. 487-490; Вып. 22. С. 507-517; Вып. 23. С. 539-547; Вып. 24. С. 563-570; Вып. 25. С. 595-601; Вып. 26. С. 619-627) и «Монашество и монастыри» (1875. Вып. 19. С. 569-572; Вып. 20. С. 596-598; Вып. 21. С. 616-620; Вып. 22; Вып. 23. С. 671-675; Вып. 24. С. 692-695; Вып. 25. 721-724; Вып. 26. С. 742-745) архим. Леонида (Кавелина), «Монастырский вопрос» (1872. Вып. 42-47) архим. Иосифа (Баженова; впосл. епископ Балтский)), воспоминания об оптинских старцах и др. подвижниках. В «Д. б.» постоянно публиковались миссионерские мат-лы, к-рые в 1875-1877 гг. были выделены в «Миссионерский отдел». Рассматривалась деятельность Православного миссионерского общества и его комитетов на местах, внутренней миссии («Николай Нилов-Доржеев» (1858. Вып. 15), «Религия, нравы и обычаи амурцев» иером. Ионы (Голубцова) (1859. Вып. 34), «Якуты-христиане» В. Шевлякова (1859. Вып. 46. С. 451-453), «Сведения об Иркутской духовной миссии» Иркутского архиеп. Парфения (Попова) (1870. Вып. 37. С. 990-994; Вып. 38. С. 1016-1018; Вып. 39. С. 1031-1035; Вып. 41. С. 1074-1077; Вып. 42. С. 1103-1108; Вып. 43. С. 1134-1136; Вып. 44. С. 1166-1170; Вып. 47. С. 1274-1277; Вып. 48. С. 1306-1308; Вып. 49. С. 1334-1339; Вып. 50. С. 1356-1359; Вып. 51, 52), многочисленные заметки об Алтайской миссии с 1860 г. и др.), внешней миссии, особенно в Японии (1867-1877). Значительное число публикаций было посвящено церковной и культурной жизни Киева, малороссийских губерний и укр. диаспоры (напр., воспоминания Аскоченского о Т. Г. Шевченко (1861. Вып. 33. С. 645-651)), печатались тексты на укр. языке (напр., «Беседа» свящ. Н. Инфимовского (1860. Вып. 33)). Ряд материалов был посвящен евреям (многочисленные статьи и очерки А. А. Алексеева (Н. Вульфа), постоянно печатавшегося в журнале; «Жизнь и приключения бывшего еврея, а ныне православного христианина» В. Мельникова (1876. Вып. 23. С. 583-590; Вып. 24. С. 608-613; Вып. 25. С. 636-639; Вып. 26. С. 661-666; Вып. 27. С. 678-683; Вып. 31. С. 778-782; Вып. 32. С. 798-801) и др.). Нек-рые статьи до сих пор сохраняют этнографический интерес (напр., «Народные верования в праздник Пасхи» И. Калинского (1877. Вып. 14)). Также следует выделить записки о международной политике и жизни зарубежного славянства (особенно на Балканах и в Галиции). В 1876-1877 гг. помещались подробные репортажи об освободительном движении балканских славян и о русско-тур. войне. Немало места уделялось Римско-католической Церкви, особенно ее отношению к России и славянству («Новейшие отступники от Православия» (1859. Вып. 9), «Джунковский Степан Степанович и его энциклика» (1866. Вып. 41-49), «Истинные вселенские соборы в сопоставлении с нынешним мнимо-вселенским собором в Риме» К. Д. Думитрашко (1870. Вып. 17. С. 511-515; Вып. 18. С. 535-537; Вып. 19. С. 555-556; Вып. 20. С. 579-582; Вып. 21. С. 599-602)).
В 1862-1867 гг. в «Д. б.» печатался Кавказский еп. св. Игнатий (Брянчанинов). Большая часть его трудов публиковалась анонимно, в т. ч. отрывок из «Слова о смерти» (1862. Вып. 52. С. 549-552), «Отзыв на рецензию сочинений преосвященного Игнатия, сделанную свящ. Павлом Матвеевским» (1863. Вып. 3-5; под псевдонимом Православный), «Разговор между мирянином и монахом о монашестве» (1863. Вып. 9-23). В 1867 г. были напечатаны некролог свт. Игнатия (Вып. 21) и биографический очерк Аскоченского о нем (Вып. 24-25). В 1868-1877 гг. одним из постоянных авторов журнала был Владимирский еп. св. Феофан Затворник («Покаяние и обращение грешника к Богу» (1868. Вып. 9. С. 213-219; Вып. 10. С. 237-252; Вып. 11. С. 269-278; Вып. 12. С. 301-313; Вып. 13. С. 330-340; Вып. 14. С. 357-363; Вып. 15. С. 380-389), «Порядок богоугодной жизни» (1868. Вып. 22. С. 561-567; Вып. 23. С. 585-589; Вып. 24. С. 609-614; Вып. 25. С. 633-638; Вып. 26. С. 657-661; Вып. 27. С. 677-681; Вып. 28. С. 697-702; Вып. 29. С. 717-722; Вып. 30. С. 734-739; Вып. 31. С. 757-759; Вып. 32. С. 773-779; Вып. 33. 779-781; Вып. 34. С. 795-799; Вып. 35. С. 819-822; Вып. 36. С. 835-839; Вып. 37. С. 859-861; Вып. 38. С. 883-885; Вып. 39. С. 923-926; Вып. 40. С. 945-952; Вып. 41. С. 967-969; Вып. 42. С. 987-992; Вып. 43. С. 1015-1019; Вып. 44. С. 1047-1051; Вып. 45. С. 1071-1073; Вып. 46. С. 1097-1099; Вып. 47. С. 1125-1128), «Душа и тело не есть нечто телесное, а чистый дух» (1869. Вып. 1-15, 20), «Уроки из деяний и словес Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (1870. Вып. 5-8, 13-32), «Письма о духовной жизни» (1870. Вып. 33. С. 894-897; Вып. 34. С. 922-925; Вып. 35. С. 946-948; Вып. 36. С. 962-965; Вып. 37. С. 986-990; Вып. 38. С. 1006-1009; Вып. 39. С. 1026-1030; Вып. 40. С. 1046-1049; Вып. 41. С. 1070-1074; Вып. 42. С. 1098-1103; Вып. 43. С. 1130-1133; Вып. 44. С. 1162-1166; Вып. 45. С. 1202-1205; Вып. 46. С. 1230-1236; Вып. 47. С. 1270-1274; Вып. 48. С. 1302-1306; Вып. 49. С. 1330-1334; Вып. 50. С. 1354-1356; Вып. 51), «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия» (1871. Вып. 6-51), «Как надобно молиться» (1872. Вып. 22-26), «Библия по переводу LXX толковников есть законная наша Библия» (1876. Вып. 20. С. 499-503; Вып. 21. С. 527-529; Вып. 22. С. 555-559; Вып. 23. С. 579-582) и др.). В журнале также публиковались С. А. Бурачок («Современные вопросы» (1859. Вып. 45), его некролог (1877. Вып. 1)), брат редактора д-р медицины А. И. Аскоченский («Пирогов как педагог» (1864. Вып. 5-26) и др.; в 70-х гг. XIX в. вел «Врачебный отдел»), свящ. Т. Твердынский («Воскресные вечера, или Беседы со старообрядцами о старообрядцах» (1868. Вып. 46-51; 1869. Вып. 1-15, 18-22, 25; 1870. Вып. 4-6, 8, 10), множество др. статей, а также стихи), архим. Августин (Гуляницкий; впосл. епископ Екатеринославский) («Коммунизм и социализм» (1875. Вып. 44. С. 1140-1144)), прот. Алексий Ключарёв (впосл. архиепископ Харьковский Амвросий), гр. М. В. Толстой, Н. А. Цареградский, свящ. М. И. Херасков, прот. В. Нечаев (впосл. епископ Костромской Виссарион). Среди авторов стихотворений были А. Н. Майков, М. П. Розенгейм, Ф. И. Тютчев, Ф. Н. Глинка.
Издание прекратилось в связи с болезнью Аскоченского. Тома журнала за 1858-1860 и 1866-1876 гг. имели годовые, а за 1861-1865 гг. полугодовые указатели.